Камея Триумфальное возвращение на подиум ювелирной моды



Искушенные утверждают, что камея никуда не исчезала, а преданные поклонники и ценители символа утонченной красоты сохраняли истовое обожание и без включения эталона античности в модные темы сегодняшнего времени. Но ведущие коллекции мировых брендов так или иначе представили свое видение на отточенность форм и совершенность – винтажные изделия в этом сезоне.

Рождение легенды

Для того чтобы понять, что же такое камея как ювелирное произведение, расскажем о терминах, которые раскроют полноту картины и понадобятся нам в описании и истории. Итак: Камея – это резные камни с изображением, которое исполнено в рельефе. Глиптика – это древнее искусство резьбы по камню. Геммы – это камеи и инталии. Инталии – это камни или геммы с углубленным изображением. В древности инталии служили одновременно и украшениями рода, и печатями.

Источники гласят, что в V веке до н. э. мастера глиптики вырезали в рельефе различных животных – львов, сфинксов, птиц и даже жуков-скарабеев. Как правило, это были одноцветные камеи, и только в начале III века до н. э. стали появляться многоцветные геммы. В большинстве случаев для исполнения геммы мастера останавливали свой выбор на многослойном камне – агате. Именно многослойность позволяла, используя различную окраску слоев, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов изделий. Многослойный агат подчеркивал игру цвета, а изменяя толщину, например, белого слоя агата так, что через него просвечивался темный нижний слой, можно было добиться различных оттенков. Кстати, древние мастера использовали индийский сардоникс, в котором было сочетание белого, желтого с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-черные и голубоватые оттенки.

Историки ювелирного дела смело утверждают, что камеи родом из Александрии – города, который был основан Александром Македонским в 322 году до н. э. Когда-то в устье реки Нила волшебные руки греческих мастеров-ювелиров создали главные мировые реликвии – шедевры глиптики: камею с портретами Птолемея II и Арсинои, кубок Птолемея, знаменитую чашу Фарнезе и другие сокровища планетарного уровня.

После завоевательных походов Александра Македонского в Александрию пришли новые и разнообразные по цвету и яркости минералы, которые стали использоваться в изготовлении гемм. Если инталии чаще всего служили печатями, то камеи из самоцветов стали настоящими предметами роскоши и достатка, статуса и величия. Прекрасные камеи вставлялись в диадемы, колье, перстни, они украшали одежду жрецов, царей, светской знати, их дарили фаворитам и любовницам. Уникальными минералами стали отделывать ларцы, ритуальную утварь, мебель, музыкальные инструменты. Изделия, созданные для могущественных людей и дошедшие к нам сквозь столетия, поражают красотой, самобытностью, дыханием великой эпохи и тонким художественным вкусом!

Безусловно, в античном искусстве мастера глиптики были в особом почете. У многих царей Эллады были свои придворные резчики по камню, которые пользовались благами того времени практически наравне со своими великими хозяевами. Многие из знати коллекционировали резные камни и даже представляли импровизированные выставки для именитых гостей. Так, царь Митридат Евпатор имел огромную коллекцию уникальных самоцветов, которые не только являлись совершенными творениями природы, но и оказывали магическое воздействие и помощь владельцу во всех делах.

Совершенная красота в камне

На изготовление одной камеи уходили годы труда – нужно было рассмотреть, угадать и понять, как чередуются слои в толще минерала. Не бывает ведь только параллельных линий внутри камня и на его поверхности – они изгибаются, не совпадают, меняют размер и толщину. Мастер вкладывает все свое умение, творческий взгляд и профессиональную интуицию, чтобы создать настоящее произведение искусства!

Столетия назад резчики по камню с высокой точностью могли воспроизводить в камне античные образы и картины. Такие камеи – практически галереи древней миниатюрной живописи – являются копиями утраченных навсегда картин великих художников того времени, эти экспонаты хранятся в ведущих музеях Англии, Италии, Франции и, конечно же, России. Прочность камня подарила нам возможность увидеть эти шедевры в камеях – хранительницах тайн и волшебства прошлого... Лучшие коллекции камей можно увидеть в Эрмитаже и Лувре.

Камея в России

Самые первые геммы в России начала собирать Екатерина II, которая верила, помимо прочего, в магическую силу натуральных камней и утверждала, что главного в своей жизни она добилась, владея несметной коллекцией минералов. До наших времен дошли ее письмена к иностранному вельможе: «Моя коллекция только резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». За годы правления Екатерины II было собрано более десяти тысяч гемм.

В последнее время камеи невероятно популярны – они украшают броши, подвески, заколки для волос, кольца-перстни. Мастера выбирают сюжеты не только античные, но и современные. Есть и часовая компания Breguet, которая использует эту технику, например, в своих часах Reine de Naples.

Не так давно Breguet выпустила уникальные версии часов специально для России: часы с камеями, где восседает Петр I на коне, миловидный профиль А. С. Пушкина, мужественный образ Георгия Победоносца. Барельеф из морской раковины в верхней части циферблата, оправа корпуса декорирована бриллиантами, задняя крышка – из сапфирового стекла. Все перечисленные часы созданы в одном экземпляре.

Камеи – это не только прекрасные произведения искусства, но и богатый источник сведений о материальной и духовной культуре ушедших времен. Античный мир достиг в области искусства высочайших вершин, поэтому в последующих эпохах, особенно в области глиптики, многие мастера остались во власти этой красоты и совершенства, и их геммы представляют собой подражание или копии тех, которые олицетворяли идеал живописи в камне. Меняются эпохи, меняется отношение к красоте – иногда камеи начинают переделывать, как бы переистолковывая сюжеты, подчиняя их духу времени. Но сила красоты, магия какой-то особенной привлекательности делают камеи одним из главных ювелирных символов женского романтизма и недосягаемой роскоши...

Записала Венера Истомина

август 2016 № 8 (49)

.
Кол-во просмотров: 1751
.




Самый цвет Москвы
^