Андрей Бойко: «объемная мозаика сегодня — это хронология российского зодчества в камне»



Андрей Бойко: «объемная мозаика сегодня — это хронология российского зодчества в камне»Влияет ли на талант и развитее мастера только исполинская харизма русского зодчества или же золотые руки несут в себе еще и посыл года, где человек родился? Мы готовы поспорить о том, что гений места - это не пустые слова, что тому есть высокое благословение и подтверждение. Об этом и тайнах профессий, о том, какое это чудо - объемная мозаика в камне, сегодня мы рассуждаем с известным Российским мастером камнерезного искусства Андреем Анатольевичем Бойко.

— Андрей Анатольевич, вы родились в Камышлове, сегодня это город областного подчинения, находится в центре обширного лесостепного Зауралья Свердловской области на берегу чудесной реки Пышмы, почти в ста пятидесяти километрах от Екатеринбурга. Тут и главная магистраль Екатеринбург — Тюмень, и Сибирский тракт… Город волшебный, много памятников старины.

— В Камышлове я только родился, меня маленьким увезли родители в Свердловск, где я и в школу ходил, и в институт. А город действительно — прекрасный, это правда. С богатой и красивой историей.

— И знаковыми событиями: в августе 1917 года городской думой Камышлова руководил писатель Павел Петрович Бажов.… Прошел через город в 1919 году и адмирал Александр Васильевич Колчак, — всего и не перечислить в формате интервью. Я о том: влияет ли гений места, где человек родился, на его судьбу в дальнейшем, как вы думаете?

— Я думаю, что влияет та среда, в которой ты учишься, работаешь и живешь. Я окончил СПГИ, географо-Андрей Бойко: «объемная мозаика сегодня — это хронология российского зодчества в камне»биологический факультет (УрГПУ), было очень интересно учиться, ведь туда меня привела романтика открытий и путешествий. А дальше увлекся минералогией: преподаватели были от Бога, возили нас на практические занятия по уникальным местам в окрестностях Екатеринбурга, в горы.… Тогда я понемногу стал собирать минералы, камни, но даже не для коллекции — для души.

— Родители приветствовали ваш выбор будущей профессии?

— Знаете, всем родителям нравится, когда сын занят делом, сосредоточен на чем-то одном. Мои родители к геологии не имеют отношения: отец военный, мама всю жизнь проработала в советской торговле. А на пятом курсе учебы в институте я уже преподовал в горном лицее при СПГИ. Там же в новой мастерской, образованной для практических занятий студентов, я сделал своими руками первую шкатулку.

— А вторая была уже более сложной: какой он, этот путь к высокому мастерству?

— Путь этот очень долгий. Да, начинали со шкатулок и ларцов, всего не назвать, дошли до сложных настольных Андрей Бойко: «объемная мозаика сегодня — это хронология российского зодчества в камне»приборов из малахита. В целом, руки знают и могут делать невероятные вещи. Но я хочу отметить, что в этом восхождении к сложному должно быть большое желание: любое изделие, вне зависимости от наименования, ты можешь сделать произведением искусства. И остаться недовольным собой. Вот пока ты недоволен, ты идешь вперед, но как только скажешь себе: «прекрасную вещь сделал», значит, потерял нить совершенства. Сегодня мне интересно делать именно такие предметы из камня, которые через некоторое время можно будет назвать произведениями искусства.

— Андрей Анатольевич, сегодня вы входите в один ряд с известными российскими мастерами, работающими в одной из самых сложных техник в области камнерезного искусства — объемной мозаике. Давайте, расскажем нашим читателям, в чем особенная ценность этих работ?

— На самом деле, мозаичные каменные статуэтки — очень старинный вид искусства. В России основы скульптурной мозаики из камня связаны с Карлом Фаберже. Уже тогда уральские мастера, работающие на предприятии зодчего, выполняли в этой области чрезвычайно сложные заказы, требующие основательных художественных навыков. Это очень яркие работы, изображающие военных, в разных костюмах. А вот самый сильный отпечаток этого вида искусства оставил в российской истории екатеринбургский камнерез и ювелир Денисов-Уральский. В 1916 году он создал уникальную серию документальных миниатюр на тему Первой мировой войны. Все работы тогда были выставлены в Пермской картинной галерее. Это уникальная коллекция!

— Расскажите о том, как изготовить фигурку человека, ведь мало иметь талантливые руки, здесь
Андрей Бойко: «объемная мозаика сегодня — это хронология российского зодчества в камне» же нужны знания анатомии!

— Естественно! художник-скульптор из специального материала создает по эскизам скульптуру в соответствии с историческим образом. Что дальше: камнерезы разделяют ее на части и собирают из натуральных камней копию.

— Это божественный труд! Как можно подобрать камень, чтобы лицевые складки соответствовали настроению или историческому облику персонажа? Нарисовать, вылепить — понятно, а камень как найти, подходящий не просто по цвету, а по фактуре, по всему?

— Я вам честно скажу, техника объемной мозаики очень трудоемка. Чтобы собрать фигуру, нужны месяцы, а многие коллекции собираются годами. Подбор камня занимает серьезный промежуток времени: ведь каждая деталь — это отдельное произведение со своей пластикой и орнаментами. Нужно обладать весомыми знаниями в области минералогии, можно подобрать цвет, но тональность скульптуры, ее «живость» и настроение, энергетику — сложная и долгая тема.

— Можно себе представить, насколько это дорогие изделия во всех смыслах. Скажите, чем дляАндрей Бойко: «объемная мозаика сегодня — это хронология российского зодчества в камне» вас является общение с самоцветами? Камень не отпускает?

— Я еще для себя не решил окончательно, как на меня лично влияют камни. Но бросить это «общение» однозначно невозможно. Знаете, без любви, просто за деньги, никогда не получится ничего прекрасного... Это значит, что материальное здесь совсем ни при чем.

— Кто сегодня из Екатеринбургских мастеров достиг самой высокой планки в этой области?

— Это Алексей Антонов. Его работы уже сегодня можно назвать произведениями искусства не только в России

— Вы участвовали в создании композиции в жанре объемной мозаики «Иван Грозный» для музея самоцветов крупной российской компании «Галерея самоцветов», далее ваше сотрудничество продолжается в воплощении образа Петра I. Скажите, оживлять в камне такие знаковые для России фигуры — это слишком сложная история?

— Это очень кропотливая, важная и интересная работа. Иван Грозный собран из редких образцов Андрей Бойко: «объемная мозаика сегодня — это хронология российского зодчества в камне»русского самоцветного камня. Сейчас мы занимается скульптурой Петра I, материал для этой композиции подобран с филигранной тщательностью: сибайская яшма, долерит, кахолонг, мрамор газгантский… Не загадывая вперед, скажу, что экспозиция для московского музея самоцветов «Галереи самоцветов» рождается уникальная. Завидовать будут все!

— Андрей Анатольевич, как вы проводите свое свободное время, и чем увлекаются ваши дети?

— Мой сын увлечен точными науками, основная специальность его — математика, а сегодня занимается компьютерными технологиями. А я — рыбак. Причем опытный. С удочкой проехал, проплыл и прошел от Дальнего Востока до Кольского полуострова. Очень горжусь этим и получаю несказанное удовольствие!

— Спасибо вам за интервью, очень приятно общаться с творческим во всех смыслах, человеком!

 

 №1(06)  январь 2013 г.

 

 

.
Кол-во просмотров: 2271
.




Самый цвет Москвы
^