Скульптор Вера Игнатьевна Мухина и любовь всей ее жизни



Скульптор Вера Игнатьевна Мухина и любовь всей ее жизниАвтор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня 1889 года в Риге, в купеческой семье. Ее отец Игнатий Кузьмич торговал хлебом и пенькой, владел немалой недвижимостью в Риге. Купец Мухин воспитывал дочерей один – его супруга Надежда Вильгельмовна скончалась от туберкулеза в Ницце, где проходила лечение. Верочке тогда было девять месяцев. Игнатий Кузьмич перевез детей в Крым – «на солнышко». Там, в Феодосии, он и увидел, как блестяще рисует его младшая дочь Вера, и принял решение всерьез обучить ее искусству.

Талантливая девочка с усердием училась живописи в студиях К. Ф. Юона и И. И. Машкова. Ее замечательного отца не стало совершенно внезапно, когда Вера заканчивала обучение в гимназии и параллельно занималась скульптурой и рисованием. Опекунство над сестрами взяли родственники Мухиных. Но судьба никогда не была благосклонна к Вере: в имении дядюшки под Смоленском, катаясь на санях с горы, Вера разбилась так, что врачи несколько часов пытались сшить ее лицо. Понятно, что жить с таким лицом было нельзя, и дядюшки отправили девушку в Париж на долгое лечение и восстановление. Во Франции двадцатитрехлетняя Вера стойко перенесла несколько тяжелейших операций по восстановлению и коррекции лица. Теперь она без страха могла смотреть в зеркало!

Невзгоды закалили ее характер: оказавшись в Париже с 1912 по 1914 год, молодая художница
Портрет В. И. Мухиной кисти Михаила Нестерованачала учиться у знаменитого французского скульптора-монументалиста Э. Бурделя в Академии искусств. В свободное от учебы время она подолгу гуляла по улицам, бесконечно посещала музеи и библиотеки, учила языки и... рвалась в любимую Россию, без которой не мыслила своего будущего. С 1914 года Мухина путешествует уже по Италии, изучает скульптуры и живопись периода Ренессанса. А в России в это время бушует гражданская война. И Верочка, вернувшись на Родину, идет работать медсестрой в госпиталь, ухаживает за ранеными, где знакомится с военным врачом Алексеем Замковым. Они обвенчаются в 1918 году. Алексей Замков был талантливейшим ученым-эндокринологом, хирургом от Бога, их семья дружила со многими выдающимися современниками. Великий режиссер К. Станиславский звал Замкова работать в театр, подчеркивая, что человек с таким острым умом и внешними данными должен стать актером. Замков смеялся в ответ – у него были две главные страсти в жизни: жена и медицина. В эти годы Верочка Мухина создает скульптурные проекты «Освобожденный труд», «Революция», «Крестьянка», целую серию портретов знаковых людей эпохи: врача А. Замкова, режиссера А. Довженко, балерины М. Семеновой и другие. Замкову не дают заниматься научной деятельностью стукачи и провокаторы, коллеги-завистники пишут доносы на молодого ученого. Газеты называют его «шарлатаном». И тогда Вера и Алексей решают навсегда уехать за границу, однако в Харькове их с маленьким сыном арестовывает ГПУ – прямо в вагоне поезда.

Веру с ребенком спустя несколько дней освободят, а вот Замкову грозит «тройка» и расстрел. Скульптор Вера Игнатьевна Мухина и любовь всей ее жизни ГПУ «вспоминает», что военный врач в 1914 году помогал белым офицерам – оперировал их. На Мухину начинается давление: ее заставляют оговорить мужа. И тут вмешивается друг семьи Максим Горький – он идет к Сталину. Вождь милостиво принимает решение сослать семью в Воронеж, откуда их скоро переводят в Москву. Сталин даже обещает Горькому разрешить Замкову вернуться к науке. Веру Игнатьевну тоже допускают к работе: в 1923 году она занимается оформлением павильона газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.

В 1936 году началась активная подготовка к Всемирной выставке в Париже, где был представлен павильон нашей страны. Был объявлен конкурс на лучший проект среди скульпторов, и выиграла его Мухина. На ее эскизе, представленном государственному совету, были изображены юноша и девушка, которые должны были увенчать высоченное здание советского павильона, уходящего в небо.

Проект Мухиной было поручено выполнить на заводе института машиностроения и металлообработки. Вера «Рабочий и колхозница», самая известная скульптура Веры МухинойИгнатьевна жила на этом заводе, работала с помощниками сутками без сна и отдыха, создавая 24-метровую скульптуру из стали. Соединяли все детали монумента с помощью сварки – тогда это было абсолютное новаторство в стране.

Для того чтобы укрепить скульптуру, Мухина придумала новый элемент в композиции – шарф, как главную опору. Этого шарфа ранее в проекте не было.Директор завода С. Тамбовцев написал донос на Веру Ильиничну – якобы в складках этого шарфа она спрятала силуэт Л. Троцкого. И в одну из ночей в цех, где собирался монумент, неожиданно приехал И. Сталин. Вождь молча обошел все гигантские детали, поднялся даже на строительные стропила и, не проронив ни слова, уехал.

...Чтобы доставить в 1937 году величественный монумент «Рабочий и колхозница» на выставку в Париж, 75-тонную композицию разделили на 65 частей и поместили в 28 вагонов. Установленная во Франции на советском павильоне статуя имела грандиозный успех! Тысячи людей ежедневно собирались у ее подножия посмотреть на «советское чудо», многие плакали от восхищения. Повсюду продавались сувениры – чернильницы, табакерки и пепельницы с изображением «Рабочего и колхозницы», а в Испании вышла марка с изображением скульптуры. Вера Мухина стала известна всему миру.

Вернувшись в Москву, скульптура «Рабочий и колхозница» заняла место у северного входа на Всесоюзную «Хлеб». Бронза, 1939 г., Москвасельскохозяйственную выставку. С 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм», а в 2004-м ее демонтировали. В 1938–1939 годах Вера Ильинична работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». Вера Мухина получала государственные награды, однако ей ни разу не позволили организовать персональную выставку. Многие ее проекты так и остались неосуществленными, в том числе и памятник челюскинцам. Зато памятник ее другу М. Горькому был установлен в 1943 году у Белорусского вокзала Москвы, другой – в 1952 году в Нижнем Новгороде. В 1938 году институт ее супруга был разгромлен, и сердце ученого не выдержало этого бесчинства…

Вера Ильинична тяжело пережила утрату, она с головой ушла в преподавательскую деятельность. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат пяти Сталинских премий, орденоносец Мухина за всю свою жизнь не создала ни одного портрета членов политбюро, хотя предложения поступали постоянно. В последние годы своей жизни она работала на ленинградском стекольном заводе в экспериментальном цехе. Говорят, что Вера Мухина является изобретателем граненого стакана. Однако это не совсем так, граненые стаканы появились давно – на картинах Петрова-Водкина 20-х годов уже есть их изображение. Но дизайн стакана, идеально подходящего для посудомоечной машины в советской столовой, придумала Вера Ильинична в 1943 году, в период блокады, когда не хватало рабочих рук. И совершенно точно известно, что дизайн пивной кружки, которую советские люди привыкли видеть у бочек с квасом, разработала Мухина. После смерти мужа в самые тяжелые времена Вера Ильинична не боялась никакой работы, ведь на ее руках были дети. Великая художница разрисовывала даже обертки для конфет на фабрике «Красный Октябрь»...

Вера Ильинична Мухина ушла из жизни 6 октября 1953 года, когда ей было всего 64 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с мужем. На памятнике есть надпись со словами ее супруга, врача Замкова: «Я сделал для людей все, что мог». Рядом выбиты слова Веры Игнатьевны: «Я тоже».

 По материалам российских источников подготовил Макс Келлер

№11(28) ноябрь 2014 г.

.
Кол-во просмотров: 3120
.




Самый цвет Москвы
^