ГЛИПТИКА. Древнее рукотворное искусство: от Птоломея до наших дней



Камея Птоломея. Птоломей 2 Филадельф и Арсиноя 2. Одиннадцатислойный оникс. Эллинистическая глиптикаНа пик моды в нашем веке глиптика — (греч. glyptike, от glypho — вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, вернулась в 2008 году. Мировые ювелирные бренды активно стали использовать в своих коллекциях вставки из драгоценных самоцветов, выполненные в жанре глиптики. И самые известные почитательницы роскоши, безусловно, спешат пополнить свои ювелирные коллекции этими самыми дорогими, волшебными и мастерски исполненными украшениями.

Что же это такое – уникальная рукотворная каменная пластика? Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твердых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.

Древнейшая глиптикаДревнейшие произведения глиптики, созданные в Древнем Двуречье и Египте в IV тыс. до н. э., свидетельствуют о высоком уровне ее развития. Это главным образом цилиндрические печати-инталии, оттиски которых дают развернутые многофигурные композиции на жанровые и мифологические темы.

Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея: на нижней стороне печати вырезались подчиненные плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифических персонажей. Геммы Крита (ІІІ — ІІ тыс. до н. э.) отличались свободой композиции, динамизмом и обобщенностью рисунка. Наряду с изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей.

Высокого расцвета достигло искусство геммы в Древней Греции и Древнем Риме. В геммах архаической Греции (VI — начало V в. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и даже романтизмом.

Коралловая камеяВ V-IV вв. до н. э. складываются классические формы античных гемм, все большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Оникс, цветные кварцы используются очень широко: мастера обращают внимание на природные узоры самоцветов.

Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличаются лаконизмом композиций, спокойной ясностью и гармонией, что можно наблюдать на красивейшем произведении той эпохи — печати Дексамена Хиосского, вторая половина V в. до н. э.

В эпоху эллинизма вошли в моду камеи из многослойного полихромного сардоникса, нередко большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигла портретная гемма – знаменитейшая «камея Гонзага» с изображением царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. до н. э.

Рыбка, драгоценный турмалин, DENISOV & GEMS, глиптикаС падением эллинистических центров мастера гемм устремились в Рим. Крупнейшими мастерами древнеримских гемм были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римские мастера создавали отточенные по характеристике портретные геммы и роскошные многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими изображениями, к примеру, гемма «Увенчание Августа», конец I в. до н. э., которая находится сегодня в Музее искусств Вены.

В средние века гемма развивалась главным образом на Востоке. Геммам Византии, сохраняющим в значительной мере античные традиции, свойственны также тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая схематизация форм. На мусульманском Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями. А каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая.

Лягушка, драгоценный турмалин, DENISOV & GEMS, глиптикаВ Западной Европе искусство геммы вновь возрождается в эпоху Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др. Наряду с копированием произведений античных гемм они создавали профильные и трехчетвертные портреты современников.

И новый подъем геммы связан с эпохой классицизма (XVIII—начало XIX в.), когда вновь начало господствовать антикизирующее направление (мастера-резчики в Италии — семейство Пихлеров, в Германии — Л. Наттер, во Франции — Жак Юэ и др.). Выдающимися мастерами этого времени были русские резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов и П. Е. Доброхотов.

Но в XIX веке гемма как вид искусства пришла в упадок.

И только в нашем веке рукотворное мастерство глиптики возвращается во всем своем великолепии. А прекрасные образцы этого ювелирного искусства можно увидеть в российской сети «Галерея самоцветов», куда входит бренд фамильных ценностей DENISOV & GEMS, мастера которого создают потрясающие ценности, отвечающие многовековым традициям этого жанра.

.
Кол-во просмотров: 1113
.




Самый цвет Москвы
^